Information
Железная дорога Челябинск — Обь как составная часть Транссиба построена в период 1892—1896 гг. за счет средств казны. Проходила по территории Оренбургской, Тобольской, Томской, Иркутской губерний, Акмолинской области. Протяженность дороги на 1899 год — 1408 км. Дорога находилась в ведении Министерства путей сообщения, управление дороги находилось в Челябинске.
Основные этапы строительства: Челябинск — Курган (1893), Курган — Омск (1894), Омск — Кривощёково (1895), мост через реку Обь (1897). Участок Обь — Мариинск как часть Средне-Сибирской железной дороги возведён в 1898 году. В 1898 году сдано в эксплуатацию ответвление Томск-Таёжный (Тайга) — Томск/
1 января 1900 года Западно-Сибирская железная дорога вместе со Среднесибирской железной дорогой вошла в состав Сибирской железной дороги. В 1913 году из состава Сибирской железной дороги выделена Омская железная дорога. В 1915 году при ликвидации Сибирской железной дороги образована Томская железная дорога.
1909-1913 — проложена Тюмень-Омская железная дорога.
1913-1915 — построена частная Алтайская железная дорога Ново-Николаевск — Барнаул — Рубцовск — Семипалатинск, тупиковая ветка Барнаул — Бийск.
1914-1917 — построена частная Кулундинская железная дорога Татарская — Славгород — Кулунда.
1914-1916 — построена частная Кольчугинская железная дорога Юрга — Топки — Кольчугино (Ленинск-Кузнецкий) с веткой Топки — Кемерово.
1917-1920 — велось строительство Южно-Сибирской магистрали Барнаул — Кулунда — Павлодар. Линия была законсервирована; сооружено земляное полотно на 53% всего протяжения трассы с частичным настилом верхнего строения пути, проведена телеграфно-телефонная связь.
1920-1924 — проложена железная дорога Славгород — Кулунда — Павлодар.
1920-1926 — возведена линия Кольчугино — Белово — Усяты (Прокопьевск) — Кузнецк (Новокузнецк) и ветка Белово — Гурьевск.
1930-1932 — проложена магистраль Проектная — Обь, давшая второй выход из Кузбасса на Транссиб.
1929-1940 — строительство Южно-Кузбасской ветви Новокузнецк — Мундыбаш — Таштагол и ответвления Учулен — Ахпун.
В соответствии с приказом НКПС СССР № 424Ц от 3 марта 1934 года часть Томской железной дороги передана в состав образованной Восточно-Сибирской железной дороги. 20 октября 1940 года на основании Приказа НКПС СССР № 267Ц из состава Омской железной дороги выделена Карагандинская железная дорога (г. Акмолинск).
1935-1937 — проложены тупиковые ветки Томск — Асино и Кемерово — Барзас, электрифицирован участок Новокузнецк — Белово.
1942-1943 — введена в эксплуатацию ветка Кулунда — Малиновое Озеро для разработки месторождений природной соды.
1947-1953 — возведены линии Алтайская – Артышта, Барнаул — Кулунда, Новокузнецк — Междуреченск.
1951-1959 — выполнена поэтапная электрификация Транссибирской магистрали на всём протяжении в пределах дороги.
1958-1961 — электрифицирован участок Ленинск-Кузнецкий — Проектная — Инская.
1960-1963 — проложена Среднесибирская магистраль Входная — Иртышская — Карасук-I — Среднесибирская с ответвлением Иртышская — Кзыл-Ту — Кокчетав, электрифицированы участки Новосибирск — Черепаново — Барнаул — Артышта и Новокузнецк — Междуреченск.
1960-1967 — создан Новокузнецкий железнодорожный узел: «запсибовская линия», станция Новокузнецк-Северный; проложена линия Артышта — Томусинская и Томусинский тоннель протяжённостью 1158 м.
9 мая 1961 года в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР № 406 от 06.05.1961 г. Омская и Томская железные дороги объединены в Западно-Сибирскую железную дорогу.
1969-1971 — электрифицированы участки Тайга — Томск, Новокузнецк — Таштагол, Юрга — Кемерово, Топки — Ленинск-Кузнецкий.
1973-1977 — построена ветка Асино — Белый Яр.
17 января 1979 года в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР № 1091 от 28.12.1978 г. из состава дороги выделена Кемеровская железная дорога, которая в 1996 году присоединена обратно.
1980 — завершено строительство линии Малиновое Озеро — Локоть, электрифицирован Средсиб.
1985 — сдана в эксплуатацию железная дорога Кемерово — Барзас — Анжерская, давшая третий выход из Кузбасса на Транссиб.
1984-1996 — велось создание магистрали Мереть — Среднесибирская, к моменту прекращения работ на 80% протяжённости имелось рабочее движение, осуществляемое ОВЭ. К 1999 пути демонтированы, была создана автодорога «Алтай — Кузбасс».
1994-1998 — законсервирован и впоследствии разобран участок железной дороги Иртышское — Кокшетау от станции Русская Поляна до станции Кзыл-Ту.
2003-2007 — был разобран участок Локоть – Новоугловское – Малиновое Озеро. Линия относилась к малодеятельной после того как в 1996 году станция Локоть перешла под управление КТЖ, а в следующем году было закрыто транзитное движение.